Телемедицина: опыт региональных онкодиспансеров | Новости
Медиацентр
Телемедицина: опыт региональных онкодиспансеров

12.08.2022

Телемедицина: опыт региональных онкодиспансеров

Телемедицина в онкологии за последние несколько лет совершила огромный рывок в развитии.  На круглом столе VIII Петербургского Международного онкологического форума «Белые ночи 2022» руководители онкологических диспансеров страны рассказали о своем опыте применения телемедицинских технологий.

Нижегородский опыт: дистанционный мониторинг за пациентами

Онкологи Нижегородской области являются лидерами по качеству и объему телемедицинской помощи в Приволожском федеральном округе. 

Мы активно используем телемедицинские консилиумы по системе «врач-врач» между нашими районными больницами и областным онкоцентром, и далее –  между областным онкоцентром и крупными федеральными учреждениями, нашими кураторами, - рассказывает Сергей Викторович Гамаюнов, главный врач Нижегородского областного клинического онкологического диспансера. -  Это очень удобно, так как пациентам не надо никуда ездить, мы можем неограниченное количество раз друг с другом посоветоваться, подобрать наиболее хорошую тактику лечения для конкретного пациента. Это дает нам высокое качество лечения и безопасность. Система отработана, сложностей больших нет.

Чего нельзя сказать про телеконсультации по системе «врач-пациент». Тут все гораздо сложнее. Различные регламентирующие акты не доработаны. Сложная система идентификации пациента. Когда мы работаем по системе «врач-врач», то используем закрытые каналы связи, есть понятные механизмы, как определить, что перед тобой действительно врач. А вот когда мы консультируем пациента, ситуация иная. Пациенты не имеют доступа к защищенным каналам связи, поэтому понять, кого ты консультируешь, идентифицировать этого пациента, наладить безопасную защищенную связь для сохранения персональных данных в соответствии с законодательством, гораздо сложнее.

Но сейчас несколько различных крупных компаний работают над этой проблемой. В Нижегородской области в рамках развития цифрового контура в этом году должна появиться надежная и выстроенная система консультации «врач-пациент».

По словам Сергея Гамаюнова, благодаря новым технологиям успешно идет цифровизация морфологических препаратов.

По программе борьбы с онкологическими заболеваниями мы поставили новые морфологические лаборатории в областном онкодиспансере и в двух крупных городских центрах – в Арзамасе и Павлово. В эти лаборатории в том числе входит сканер гистологических препаратов. Это очень удобно, потому что «стекло» можно полностью отсканировать без потери качества и, кроме того, частично решить проблему колоссального дефицита кадров патоморфологов, так как можно привлекать их к дистанционной работе.   

Появилась возможность консультации по морфологическим препаратам. Если раньше пациенту приходилось со «стеклышком» ехать куда-то, чтобы показать его специалисту, то теперь ехать никуда не надо. Можно с помощью телемедицинских технологий организовать дистанционную консультацию.

Контроль за назначением лекарственных препаратов, запись на прием, электронная очередь – по всей стране у кого-то происходит быстрее, у кого-то медленнее.

У нас в прошлом году появилась единая цифровая платформа, которая дала возможность записываться ко всем специалистам, - рассказывает Сергей Викторович. – Это сильно сократило путь пациента до начала лечения. Человеку нет необходимости тратить время на бесполезные приемы для того, чтобы записаться на какой-то один анализ или консультацию. Определяя тактику лечения в диспансере, мы сразу записываем пациента в конкретную медорганизацию на конкретный день на то или иное лечение.  По нашим расчетам благодаря этому алгоритму примерно на две недели сократилось время хождения пациента до начала лечения.

В ближайших планах – создание системы дистанционного мониторинга за пациентами.  

Довольно динамично все происходит, - говорит Сергей Гамаюнов. -  Человек приходит в онкодиспансер, получает лечение, а дальше на две-три недели он остается дома до следующего курса лечения. Было бы здорово иметь возможность полноценно понимать, что происходит с пациентом в течение этих двух-трех недель.

Сейчас идет разработка по типу приложения-опросника для пациента, который он мог бы самостоятельно заполнять и это бы в онлайн-режиме анализировалось, нет ли у пациента каких-то критических изменений в здоровье, жалоб, которые требуют немедленного вмешательства врача.

Система только разрабатывается, врачи уже протестировали на самих себе часть задач. Выяснили также, как относятся к подобным опросникам сами пациенты. Им нравится, что они не одни, что за их состоянием здоровья наблюдают специалисты, а если что-то пошло не так, сразу придут на помощь. В дальнейшем планируется создание специального браслета, который возьмет на себя часть параметров пациента – для начала это уровень кислорода в крови, физическая активность, температура.

Липецкий опыт: цифровой онкоцентр

Липецкий областной онкологический диспансер был одним из пилотов в России по внедрению телемедицинских технологий в онкологическую практику. Система работает пятый год.

Мы рассматриваем телемедицину как некий цифровой кластер – цифровой онкоцентр, который помимо собственно консультаций врача включает в себя паллиатив, психологическое сопровождение пациента, обучающий контент (питание, лечебная физкультура в онлайн-режиме, уход за стомированными больными), - говорит Сергей Алексеевич Шинкарев, главный врач Липецкого областного онкологического диспансера. - У нас мотивированный коллектив, поэтому особых трудностей не возникало.

По словам эксперта, сегодня главные проблемы – это информирование пациентов и медицинских работников, а также вопросы оплаты работы сотрудников, занятых в телемедицинских консультациях.

В регионах вопросы оплаты решаются по-разному, где-то выделяются тарифы, но не всегда это проходит гладко, особенно когда речь касается  дистанционного мониторинга пациента, - рассказывает Сергей Алексеевич. – Потому что, если телемедицинскую консультацию «врач-врач» проще оценить по времени, то в консультации «врач-пациент» трудно посчитать трудозатраты врача и его время, которое он затрачивает на конкретного пациента. По нашим расчетам, один врач может дистанционно вести до 50 пациентов. Но отдельного времени врачу не выделено для телемедицинских консультаций, получается, он тратит свое личное время, своего рода факультатив. В целом эти нюансы влияют на результат. Кроме того, до конца не урегулирован вопрос о том, что дистанционно консультировать пациента врач может только после очного осмотра, можно ли поставить диагноз, хотя бы предварительный, без очного осмотра, а это актуально для многих отдаленных регионов – особенно на севере нашей страны.

Чувашский опыт:  увеличение доли рака молочной железы на ранней стадии

Во всех медицинских организациях, находящихся в ведении Минздрава Чувашии, внедрена Республиканская медицинская информационная система (далее – РМИС), функционирующая с 2012 года.  

Мы наблюдаем значительный рост востребованности телемедицинских технологий, - говорит Александр Витальевич Мыциков, заместитель главного врача по организационно-методической работе АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии. - В 2020 году было проведено 99 телемедицинских консультаций с медицинскими организациями региона, в 2021 году уже 967 (рост в 9,7 раза). В 2,2 раза возросло число телемедицинских консультаций с НМИЦ: в 2020 году -185, в 2021 году – уже 406.

В онкодиспансере телемедицинские технологии применяются в дистанционной консультативной практике врачей-патологоанатомов. Гистологические препараты пациентов со сложными и редкими опухолями сканируются прибором и в оцифрованном виде передаются на консультации в НМИЦ онкологии, которые дают заключение и рекомендации по дальнейшей диагностической тактике. Еженедельно проводится мониторинг количества гистологических препаратов, направленных в НМИЦ для «второго чтения».

С 2015 года в Чувашском онкодиспансере началась работа по внедрению скрининга рака молочной железы. Специалисты первичного звена направляют на консультации пациентов и маммографические снимки в онкологический диспансер, а специалисты онкодиспансера проводят телемедицинские консультации с экспертами федерального уровня. Это позволило стандартизировать деятельность лучевого диагноста, внедрить протокол описания маммограмм по системе BIRADS, проводить обучение специалистов на рабочих местах, двойное независимое чтение снимков, сделанных врачами первичного звена, консультировать сложные случаи специалистами НМИЦ без перемещения пациента. Все это привело к увеличению доли рака молочной железы на ранних стадиях (с 69,4% в 2017 году до 75,2% в 2021году).

В Республиканском онкодиспансере Минздрава Чувашии имеется опыт применения телемедицинских консультаций в операционной, - рассказывает Александр Витальевич Мыциков. - Оперирующая бригада хирургов выполняет оперативное вмешательство, за ходом которого в режиме реального времени наблюдает эксперт федерального уровня, трансляция сопровождается комментариями и консультациями эксперта.                               

Перечень Федеральных лечебных учреждений, оказывающих помощь пациентам с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями, с которыми проходят телемедицинские консультации

ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава РФ;

ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава РФ;

ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава РФ;

ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава РФ;

ФГАУ «НМИЦ нейрохирургии им. ак. Н.Н. Бурденко» Минздрава РФ;

ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава РФ;

ФГБНУ «Томский НИМЦ НИИ онкологии» (Томская обл.);

ФГБУ «НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского» Минздрава РФ;

ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава РФ;

ФГБУ «НМИЦ им. акад. Е.Н. Мешалкина» Минздрава РФ;

ФГБУ «РНЦРХТ им. А.М. Гранова» Минздрава РФ (г. Санкт-Петербург);

ФГБУ «НМИЦ глазных болезней им. Гельмгольца» Минздрава РФ;

ФГАУ ВО Приморский МЦ ДВ;

ФУФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава РФ;

ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава РФ (г. Хабаровск);

ФГБУ «НМИЦ колопроктологии им. А.Н. Рыжих» Минздрава РФ;

ФГБУ «НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» Минздрава РФ;

ФГАУ «Лечебно-реабилитационный центр» Минздрава РФ.

Возврат к списку

Какие СМИ могут попасть на форум?

Мы рады любым средствам массовой информации, которые профессионально пишут о медицине.

Представители специализированных медицинских медиа смогут получить информацию из первых рук об организации здравоохранения в России и мире, о ближайших изменениях в подходах к диагностике и лечению рака в России, пообщаться с представителями медицинского бизнеса и руководителями ведущих медицинских центров страны.

Журналистам из общественно-политических медиа форум даст возможность пообщаться с медицинским менеджментом, представителями пациентских организаций, онкологами из России и мира, достоверно осветить вопросы развития онкологической службы России и проблемы, которые ей предстоит решить.

Как аккредитоваться на форум «Белые ночи»?

По вопросам аккредитации, организации интервью и другим вопросам:
Столярова Ирина Михайлова - пресс-служба ФГБУ "НМИЦ онкологии им.Н.Н.Петрова" Минздрава России
@: smi@aonw.ru

Пресс-центр форума «Белые ночи» будет открыт для работы представителей медиа на протяжении всех дней мероприятия.

Предупреждение
Сайт forum-onco.ru содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Для доступа к контенту сайта подтвердите, что Вы являетесь дипломированным медицинским работником, студентом медицинского образовательного учреждения или представителем компании, работающей в сфере здравоохранения.