27.06.2021
Роль профессиональной позиции врача в коммуникации с пациентом
В рамках школы «Трудности общения врача и пациента» 26 июня Валентина Алексеевна Чулкова, к.п.н., медицинский психолог, доцент отделения дополнительного профессионального образования отдела учебно-методической работы НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова, доцент кафедры онкологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, доцент факультета психологии ФГБОУ ВО СПбГУ, рассказала о конструктивном взаимодействия врача и пациента, о роли профессиональной позиции в этой коммуникации и о способах зашиты от эмоционального выгорания.
Существует большое число технических навыков, которыми можно овладеть для эффективного общения с пациентом. Но чтобы проводить эффективное консультирование больных и конструктивно взаимодействовать с ними, только технических навыков недостаточно.
– Нередко слушатели кафедры онкологии спрашивают, как им защититься от больного, – рассказывает Валентина Алексеевна Чулкова. – Тогда я продолжаю их вопрос рассуждениями: если речь идет о защите, значит, возникает какая-то опасность? Какая опасность, на ваш взгляд, существует у врача при взаимодействии с онкологическими пациентами? Врачи зачастую отвечают, что эмоциональная. Да, действительно, существует эмоциональная опасность при взаимодействии врача с пациентами. И в этой связи особое внимание хочется обратить на эмоциональное выгорание.
Эмоциональное выгорание и фаза резистентности
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Отчасти симптоматика выгорания позволяет специалисту дозировать свои энергетические ресурсы.
– Получается, что с помощью эмоционального выгорания врач защищается от эмоциональной опасности, он исключает эмоции из процессов взаимодействия с пациентами либо прекращает взаимодействие с ними. Данное утверждение подтверждается нашими исследованиями, – прокомментировала Валентина Алексеевна.
Понятие «сформированность фаз выгорания» у врачей-онкологов подразумевает три последовательных фазы: «напряжения», «резистенции» и «истощения». Именно на стадии резистенции наблюдается больше всего случаев, когда эмоциональное выгорание находится на стадии формирования или уже сформировано.
Что происходит в фазе резистенции с врачами и как они защищаются от эмоциональной опасности?
У врачей-онкологов на стадии резистенции возникает стремление справиться с эмоциональным напряжением, которое проявляется в виде такого сложившегося симптома, как неадекватное избирательное реагирование. В этом случае специалисты ограничивают эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в процессе взаимодействия с больными. Кроме того, на данной стадии у врачей развиваются еще два синдрома – расширение сферы экономии эмоций (эмоциональное поведение по типу избирательного реагирования начинает проявляться не только на работе, но и в других сферах жизни врача) и редукция профессиональной деятельности (врач в целом стремится сократить рабочие обязанности, требующие эмоциональных затрат).
Самый важный диагностический инструмент
Каждый знает, что цель профессиональной врачебной деятельности – лечение больного. Лечение – особый вид деятельности по преодолению заболевания и его последствий, в которую включены и врач, и пациент, проявляющий при этом свою индивидуальность и активность, т.е. это совместная деятельность.
– Когда врач осуществляет медицинскую деятельность, как правило, он использует какие-либо приборы, инструменты или лекарства. Но когда врач взаимодействует с пациентом, коммуницирует с ним, у него нет никаких инструментов. Врач в этом взаимодействии, сам становится инструментом. И по выражению М. Балинта: «Врач сам, со своими чувствами и реакциями на больного представляет собой важный диагностический инструмент и, кроме того, лекарство», т.е. он становится инструментом, который позволяет эффективно взаимодействовать, – прокомментировала Чулкова.
Главный вопрос врача самому себе: кто я в профессии по отношению к больному
На пирамиде иерархии потребностей Абрахама Маслоу изображены потребности от первичных до вторичных – от базовых физических потребностей до самых высших потребностей человека.
– Реализация профессиональных потребностей человека помогает ему находить смысл жизни, чувствовать себя уважаемым, ощущать признание, благодарность – то, что нередко требуется людям. И с помощью некоторых профессий можно конструктивно или неконструктивно реализовать эти потребности. Об этом говорят психологи, об этом говорили и врачи, – отметила Чулкова.
Николай Николаевич Петров в книге «Вопросы хирургической деонтологии», изданной в 1945 году, выделял два пути развития и совершенствования врача. Первый путь – развитие, обучение, подготовка, самосовершенствование, а второй – попытки сделать другого человека слабым, зависимым от себя, тем самым, становясь более значительным.
– Ситуация заболевания, в особенности онкологического, дает возможность строить отношения, которые позволят врачу чувствовать себя значительным и возвышаться над пациентом, – говорит Валентина Алексеевна.
Она предложила слушателям доклада сделать небольшое упражнение, мысленно задать себе вопрос: «Кто я в профессии по отношению к пациенту?»:
· начальник,
· спасатель,
· исследователь,
· экспериментатор,
· специалист, который «тянет лямку и ждет, когда все это наконец-то закончится»,
· мудрец, который учит всех, как правильно жить,
· кто-то еще.
– Врачу важно честно ответить самому себе на этот вопрос: все, что вы ответите – это социальные роли, исполняемые врачом, – объяснила Чулкова. – Они позволяют врачу реализовать свои личные потребности в контакте с пациентом. И каждая из этих ролей по-своему строит отношения с пациентами.
Врач, который общается с больным, находясь в одной из этих ролей, сфокусирован, прежде всего, на своих переживаниях и потребностях, поэтому психологически он не может заботиться о своем пациенте.
– Что же делать врачу в такой ситуации? Как не попасть в пучину неразрешимых конфликтов и жалоб пациентов на взаимодействие с врачом? Для врача ориентиром в преодолении этих трудностей является подход, в основе которого лежит его профессиональная позиция, – говорит Валентина Алексеевна.
Роль профессиональной позиции врача
В основе терапевтического подхода лежит профессиональная позиция врача.
Профессиональная позиция врача – это интегральная характеристика личности. Она проявляется в отношении врача к своей профессии, к себе как к специалисту, а также обуславливает определенные способы самореализации врача в профессиональной среде. Профессиональная позиция крайне необходима для любого специалиста, чтобы реализоваться и самоопределиться в выбранной профессии.
Профессиональная позиция дает устойчивость в работе, в том числе в общении с пациентами. Кроме того, она создает смысл профессиональной деятельности личности.
– Профессиональная позиция позволяет ответить на вопрос «Зачем общаться с пациентом?». И ответ будет таков: чтобы наилучшим образом помочь человеку лечиться и жить в ситуации болезни, по возможности сохраняя качество жизни, – отметила Чулкова.
Принцип эффективного взаимодействия врача и пациента заключается в том, что профессиональную позицию можно сформулировать так – «Быть прежде, чем делать и говорить».
«Быть» – это значит находиться вместе с пациентом:
· находиться в профессиональной позиции;
· быть спокойным, уверенным, дружелюбным (уверенным в себе как специалисте и уверенным в том, что общение с любым пациентом будет позитивным);
· осознавать смысл врачебной деятельности (для чего нужно быть врачом, рефлексировать).
Все это возможно только в ситуации, когда врач «в контакте с самим собой», когда он действительно знает, для чего он работает врачом.
Если врач находится в «быть», то он понимает, что нужно «делать».
«Делать» означает:
· понимать чувства и переживания пациента, но не вовлекаться в них, разделяя свои чувства и чувства больного;
· не осуждать пациента за его реакции, а признавать их нормальность;
· дать возможность пациенту иметь свою точку зрения на лечение;
· позволить пациенту ошибаться;
· информировать пациента в той мере, в которой он хочет быть информирован;
· проявлять эмпатию;
· оказывать эмоциональную поддержку каждому пациенту.
Когда врач знает, что делать, ему легко находиться в позиции «Говорить»: для эмоциональной поддержки пациента не возникает сложности подобрать нужные слова, соответствующие конкретной ситуации.
Подводя итог своему выступлению, Валентина Алексеевна Чулкова напомнила:
– Я хочу подчеркнуть, что, бесспорно, врачу нужно владеть коммуникативными навыками. Но до того как овладевать навыками, важно выработать профессиональную позицию. Именно осмысление врачом собственной позиции задает смысл его профессии и позволяет ему не технически, а осмысленно реализовывать навыки коммуникации.
Какие СМИ могут попасть на форум?
Мы рады любым средствам массовой информации, которые профессионально пишут о медицине.
Представители специализированных медицинских медиа смогут получить информацию из первых рук об организации здравоохранения в России и мире, о ближайших изменениях в подходах к диагностике и лечению рака в России, пообщаться с представителями медицинского бизнеса и руководителями ведущих медицинских центров страны.
Журналистам из общественно-политических медиа форум даст возможность пообщаться с медицинским менеджментом, представителями пациентских организаций, онкологами из России и мира, достоверно осветить вопросы развития онкологической службы России и проблемы, которые ей предстоит решить.
Как аккредитоваться на форум «Белые ночи»?
По вопросам аккредитации, организации интервью и другим вопросам:
Столярова Ирина Михайлова - пресс-служба ФГБУ "НМИЦ онкологии им.Н.Н.Петрова" Минздрава России
@: smi@aonw.ru
Пресс-центр форума «Белые ночи» будет открыт для работы представителей медиа на протяжении всех дней мероприятия.