Взаимодействие с гиперинформированным пациентом: инструкция от психолога Марии Ивашкиной | Новости
Медиацентр
Взаимодействие с гиперинформированным пациентом: инструкция от психолога Марии Ивашкиной

23.06.2019

Взаимодействие с гиперинформированным пациентом: инструкция от психолога Марии Ивашкиной

Заведующая кафедрой общей психологии и педагогики ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Марина Ивашкина рассказала о том, кого считать гиперинформированными пациентами и как с ними взаимодействовать врачам.

Марина Ивашкина отметила, что термин «гиперинформированность» впервые начали использовать именно врачи в качестве оценочного суждения. При этом основные силы общества направленны именно на информирование пациента.

«Сейчас все силы общества направлены на информированность, на то, как пациент выстраивает свое взаимодействие с информацией. Над этим работает множество благотворительных фондов, а доктора ведут свои интересные сообщества, куда допускают пациентов и родственников (как, например, Владимир Будянский, который ведет группу «Раку net»). Кода мы сталкиваемся с этой информацией и тем, как человек ее воспринимает, становится ясно, что основным центром этой темы становятся трудности эффективного взаимодействия между врачом и пациентом», — подчеркнула Марина Ивашкина.
  
Психолог объяснила, что стоит разделять понятия «гиперинформированный пациент», то есть чрезмерно, тревожно информированный, и «зрелый пациент». В случае «гиперинформированности» больной получает информацию из множества источников и зависит от нее, особенно полагаясь на различные инструкции и нормативы. Такой пациент с трудом осознает свои переживания, не верит людям, однако способен к сотрудничеству с врачом. «Зрелая информированность» предполагает ответственное отношение к лечению и активную работу вместе с доктором.

Рассказывая о трудностях взаимоотношений врача и пациента, Марина Ивашкина выделила причины, обусловленные спецификой медицинского взаимодействия. Одна из них – неготовность принять врачом роли-субличности пациента вроде «больной» и «целитель». Вторая — адекватность выбора стратегии взаимодействия (патерналисткой или «взрослый-взрослый»).

«Врачу, исполняющему патерналистску модель, будет тяжелее принять готовность пациента брать ответственность за свои решения. В условиях модели «взрослый — взрослый» он будет успешнее взаимодействовать с пациентом зрелым. Если пациент тревожный, врачу будет сложно его понять», — пояснила психолог. 

Спикер также дала медикам ряд рекомендаций по взаимодействию с гиперинформированными пациентами:

1. Поддерживать уровень доверия у пациента.
2. Структурировать общение и проговаривать шаги, связанные с лечением.
3. Давать возможность пациенту выражать свои чувства.
4. Не бояться экзистенциальных тем, в том числе вопросов жизни, смерти, будущего, болезни и здоровья.

Возврат к списку

Какие СМИ могут попасть на форум?

Мы рады любым средствам массовой информации, которые профессионально пишут о медицине.

Представители специализированных медицинских медиа смогут получить информацию из первых рук об организации здравоохранения в России и мире, о ближайших изменениях в подходах к диагностике и лечению рака в России, пообщаться с представителями медицинского бизнеса и руководителями ведущих медицинских центров страны.

Журналистам из общественно-политических медиа форум даст возможность пообщаться с медицинским менеджментом, представителями пациентских организаций, онкологами из России и мира, достоверно осветить вопросы развития онкологической службы России и проблемы, которые ей предстоит решить.

Как аккредитоваться на форум «Белые ночи»?

По вопросам аккредитации, организации интервью и другим вопросам:
Столярова Ирина Михайлова - пресс-служба ФГБУ "НМИЦ онкологии им.Н.Н.Петрова" Минздрава России
@: smi@aonw.ru

Пресс-центр форума «Белые ночи» будет открыт для работы представителей медиа на протяжении всех дней мероприятия.

Предупреждение
Сайт forum-onco.ru содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Для доступа к контенту сайта подтвердите, что Вы являетесь дипломированным медицинским работником, студентом медицинского образовательного учреждения или представителем компании, работающей в сфере здравоохранения.