Как сообщить пациенту плохую новость: инструкция по протоколу SPIKES | Новости
Медиацентр
Как сообщить пациенту плохую новость: инструкция по протоколу SPIKES

23.06.2019

Как сообщить пациенту плохую новость: инструкция по протоколу SPIKES

Клинический психолог НМИЦ онкологии имени Н. Н. Петрова Кристина Кондратьева рассказала о методе информирования и поддержки онкопациентов для врачей на V Петербургском международном онкологическом форуме «Белые ночи».

Кристина Кондратьева отметила, что на протокол сообщения плохих новостей пациентам с онкологическими диагнозами (SPIKES)  ориентируются врачи во всем мире. Документ, отметила спикер, был подготовлен не психологами, а врачами-онкологами онкологического центра им. М. Д. Андерсона Техасского университета в 2000 году. Он нужен медицинскому персоналу как необходимый алгоритм по общению с пациентами.

Для врачей, отметила психолог, барьером для разговора с пациентом является тревога, чувство ответственности и вины за сообщение плохой новости, ожидание негативного отношения со стороны больного. Протокол не совсем универсальный, поскольку учитывает некого стандартизированного пациента.

«Именно в момент сообщения плохих новостей доктор делает пациенту «как-то». Пациент реагирует, ему плохо: он тревожится, он может плакать, выдавать какие-то шоковые реакции. Доктор думает, что это его ответственность, это он прямо сейчас навредил этому пациенту и травмировал, хотя работает это не так», — объяснила эксперт.

Авторы протокола, рассказала Кристина Кондратьева, предлагают механизмы для адекватного восприятия эмоций пациента: не глушить его реакции, вовлекать в процесс принятия решений, участвовать в беседе с родственниками и дать больному надежду, даже когда ситуация безнадежна.

Протокол предполагает 6 шагов:

1. Установка (начало работы) — доктор заранее продумывает беседу и создает комфортную обстановку для общения, а также выделяет достаточно времени на разговор.
2. Осознание (что известно пациенту?) — врач готовит уточняющие вопросы для пациента, чтобы понять, с кем имеет дело (знания пациента, его ложные представления и реальная картина происходящего).
3. Приглашение (что пациент хочет знать) — выяснение, какую информацию хочет знать пациент и насколько полно, чтобы не сказать лишнего и не запутать больного.
4. Знание — предоставление информации.
5. Чувство — возможность для пациента выразить свои эмоции и ответить на переживания пациента.
6. Стратегия — планирование дальнейших действий (в том числе лечение), предупреждение пациента о возможных непредвиденных событиях и обсуждение источников психологической и социальной поддержки.

«Наши доктора на просьбу попросить пациента описать свои чувства реагируют скептически, говорят: «А можно не надо? Можно мы дадим ему время на реакцию и дадим ей быть?». Да пожалуйста!», — подчеркнула Кристина Кондратьева.

Важные правила для сообщения пациентам плохих новостей:
  • убедитесь, что общение с пациентом является диалогом, в который он включен;
  • используйте простой язык, не перегруженный специальными терминами;
  • задавайте упрощающие вопросы и удостоверьтесь в том, что пациент понимает получаемую информацию;
  • не преуменьшайте серьезность заболевания и не давайте пациенту ложную надежду;
  • присоединяйтесь к пациенту в его реакциях, то есть отражайте собственные переживания относительно этого пациента.
«Доктор, пожалуй, играет ключевую роль в информировании, но протокол SPIKES предлагает ему сыграть большую роль в отражении эмоциональных реакций пациента и их принятии. Это очень важно, но, на мой взгляд, протокол необходимо адаптировать к нашей реальности, чтобы он заработал, и доктора были готовы его использовать», — заключила Кристина Кондратьева.

Возврат к списку

Какие СМИ могут попасть на форум?

Мы рады любым средствам массовой информации, которые профессионально пишут о медицине.

Представители специализированных медицинских медиа смогут получить информацию из первых рук об организации здравоохранения в России и мире, о ближайших изменениях в подходах к диагностике и лечению рака в России, пообщаться с представителями медицинского бизнеса и руководителями ведущих медицинских центров страны.

Журналистам из общественно-политических медиа форум даст возможность пообщаться с медицинским менеджментом, представителями пациентских организаций, онкологами из России и мира, достоверно осветить вопросы развития онкологической службы России и проблемы, которые ей предстоит решить.

Как аккредитоваться на форум «Белые ночи»?

По вопросам аккредитации, организации интервью и другим вопросам:
Столярова Ирина Михайлова - пресс-служба ФГБУ "НМИЦ онкологии им.Н.Н.Петрова" Минздрава России
@: smi@aonw.ru

Пресс-центр форума «Белые ночи» будет открыт для работы представителей медиа на протяжении всех дней мероприятия.

Предупреждение
Сайт forum-onco.ru содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Для доступа к контенту сайта подтвердите, что Вы являетесь дипломированным медицинским работником, студентом медицинского образовательного учреждения или представителем компании, работающей в сфере здравоохранения.